Укринская правда   Темы дня
 

Украинская правда / 30 мая, 2000

Первая полоса
Editorial
Зарубежные СМИ
Наших бьют
Корреспонденция
Архив
 


Смерть Билозира запалила Львов. Как и было задумано…

Дарья Чепак, УП, 30 мая

Смерть композитора Игоря Билозира во Львове уже превратили в политический скандал. Ситуация в городе доходит до точки кипения. Лозунг "Бей москалей!", который так настораживал всех украинцев "по ту сторону", сегодня у всех на устах. В переполненной газом комнате ожидают взрыва. Легендарная спичка уже зажжена. 


колаж С.Корниенко, УП
Во вторник во Львове объявлен день траура. В центре города развеваются черные ленты на национальных знаменах, около здания филармонии выстроилась огромная очередь, чтобы попрощаться с погибшим композитором Игорем Билозиром.

Но ситуация на траурное прощание с художником ничуть не похожа. Город бурлит. Две-три тысячи людей, не смотря на траур, провели пикетирование областной прокуратуры и по дороге назад разбили стекла в кофейне "Цесарска кава". В национальных интересах, конечно.

Собственно, с этой "Цесарской кавы", что на проспекте Шевченко во Львове, все и началось. В ночь с 8 на 9 мая композитор Игорь Билозир, который не упускал случая, чтобы пропустить рюмочку-другую, праздновал собственный день рождения. С бывшим мужем певицы Оксаны Билозир был бывший же журналист львовской газеты "Украинский шлях" Богдан Гнатовский, который благодаря собственным быстрым ногам и счастливой судьбе, впоследствии и будет давать свидетельство обо всем, что произошло в тот вечер. По его словам, в той же кофейне сидели двое парней, которые под гитару "тянули" русские песни. Соответственно, возник конфликт на базе украинско-русского языка, в песенном творчестве, в частности. Началась драка.

Драка продолжалась уже на улице. По свидетельству Гнатовского, к компании "нападающих" подключились новые люди. Результат - у Игоря Билозира проломлен череп, он получил кровоизлияние в мозг. Композитора забрали в больницу, где он умер в ночь с 27 на 28 мая, не выходя из комы. 

Словом, "бытовуха" - так определяет ситуацию львовский журналист Омар Узарашвили. Но факт долго скрывали. Первую пресс-конференцию провел начальник городского отделения МВД У Богдан Шарада 17 мая. Выяснилось, что среди нападающих был старший лейтенант и сын первого заместителя начальника МВДУ во Львове. Его отец уже подал рапорт в отставку.

Против преступников сразу же возбудили уголовное дело по статье 206 Уголовного кодекса Украины за "злостное хулиганство" и первой части 101 статьи о "нанесении тяжелых телесных повреждений". После смерти Билозира вторую статью переквалифицируют на статью 101 часть третью - "нанесение тяжких телесных повреждений, которые привели к смерти". Сначала преступников отпустили под подписку о невыезде после первого же допроса. Только 19 мая под давлением общественности одного из преступников задержали. Второй убежал.

Сначала всю эту историю на вооружение взяла так называемая львовская "клумба", которую составляют политически активные граждане города. Ситуацию подогрели правые силы. И дело пошло, как по маслу.

22 мая прошло пикетирование Галицкой районной прокуратуры с требованием ускорить процесс расследования и взять обоих преступников под арест. Акцию проводил политический блок "Национально-патриотических сил Львовщины".

Меньше, чем через неделю, в понедельник, 28 мая, в день смерти Игоря Билозира, социал-националисты провели митинг-реквием около памятника Тарасу Шевченко в центре Львова. Очевидно, во время акции раздавались антироссийские призывы. Внимание митингующих привлекли русские песни в открытом кафе около памятника. Остервенелую толпу в последнюю минуту остановили только наряды "Беркута" и милиции.

Городская власть обратилась к владельцам кафе временно "подредактировать " музыкальный репертуар. По данным на вторник, 30 мая, в центре города большая часть кофеен закрыты. 

В тот же день, 30 мая в 11 часов проходило пикетирование областной прокуратуры, организованное социал-националистами. По сообщениям нашего львовского источника, 2-3 тысячи пикетчиков требовали немедленного наказания преступников, виновных в смерти композитора. Их требования, в общем, напоминали попытки самосуда. 

Самосуд - собственно то, к чему стремится Львов сейчас. Смерть Билозира, которую раздули едва ли не до уровня трагической гибели Ивасюка, разбудила дремлющую, но вечно живую в сознании "западенцев" тему языка. Как и было задумано.

Горячая тема возродила к жизни уже притихших в последнее время лидеров. Поэт и общественный деятель Игорь Калинец на митинге призывал патриотическую молодежь прекратить хождение на митинги, и браться за дело по-мужски. "Уже нужно бить москалей!", - кричал уважаемый поэт в центре Львова.

И в городе возобладала антироссийская истерия. Слова поэта нашли место в каждом сердце измученных от провинциальности жителей когда-то культурного центра страны. В каждом трамвае, в каждом троллейбусе слышно только "бей москалей!". Эти же лозунги появились сегодня и на оконном стекле кафе "Черный конь", что по ул. Дорошенко в центре Львова. Эти лозунги очень настораживают городскую власть. Правоохранительные органы находятся в состоянии повышенной боевой готовности.

В Львове грядут серьезные беспорядки.